Концерт для дома и озера

Реклама

Студия Раймонда Паулса в пригороде Риги — простой одноэтажный павильон на сваях. Простой настолько, что не оставляет сомнений в своей исключительности.

Концерт для дома и озераПруд перед домом выглядит таким живописным, что даже опавшие листья кажутся не случайно заброшенными ветром, а разложенными рукой художника
Концерт для дома и озераУчасток кажется совершенно естественным: сохранены все старые деревья и посажен ряд хвойных кустарников, подхватывающих ритм здания. Единственный элемент ландшафтного дизайна- каменный треугольник между тремя березами, представляющий собой миниатюрный сад камней. Кстати, хозяин выложил его собственноручно и наделил неким философским смыслом
Концерт для дома и озераПо плану эта часть дома- небольшая прихожая, а по смысловому наполнению- скорее закрытая веранда, еще один уголок для уединенного и созерцательного отдыха. Кстати, любимый хозяйкой, которая считает его чем-то вроде cвоего «кабинета». (Кресло ZANOTTA, столик и торшер CLASSICON)
Концерт для дома и озераДиван стоит практически посередине комнаты, и даже при беглом взгляде на него становится уютно и спокойно. Непонятно,
что больше этому способствует,- «убаюкивающая» форма, шкура под ногами или вся атмосфера дома
Концерт для дома и озераИз этой гостиной несложно сделать концертный зал. Нужно лишь слегка развернуть диван и принести пару кресел из прихожей
Концерт для дома и озераОкно гостиной- одновременно дополнительный выход из дома прямо к озеру. Акогда хозяева отсутствуют, окно-дверь перекрывают деревянными жалюзи, которые в этом месте мобильны, а не стационарны
Концерт для дома и озераПространство свободно перетекает из одного помещения в другое. Но при этом жесткое внутреннее деление на модули намеренно подчеркивается декоративными светлыми деревянными балками на стенах и потолке
Концерт для дома и озераИнтерьер кухни от BULTHAUP- это сочетание японского минимализма и высоких технологий. Стеклянная стеновая панель и смотрится необычно, и по своим рабочим характеристикам превосходит керамическую плитку
Концерт для дома и озераОсвещение в этом доме играет важную роль. Здесь светло не только днем- множество самых разных источников позволяют варьировать интенсивность света, выделять или затемнять любые уголки интерьера. Но при этом все светильники выглядят предельно просто и привлекают внимание не к себе, а к освещаемым предметам. (Подвесная лампа BELUX на кухне)

Концерт для дома и озераНа крыше-палубе установлен немного стилизованный, но действующий маяк. Короткими летними ночами его свет укажет путь припозднившимся путникам и рыболовам, создаст совершенно неповторимую лирическую атмосферу уединения и уюта
Концерт для дома и озераПлан дома

Сравнение архитектуры с музыкой давно стало привычным. Но далеко не каждый дом подходит
для зарождения такой тонкой материи, как мелодия. Для этого нужен особый дом, способный гармонизировать внутреннее и внешнее пространство, создавать вокруг и внутри себя неповторимую атмосферу творчества, мечты, покоя и единения с природой, с миром.

Концерт для дома и озераРисунок сетки металлического стола и стульев повторяется на ступеньках винтовой лестницы. Такое внимание к каждой детали и каждому оттенку восприятия и создает стиль
Новый дом-студия всеми любимого композитора Раймонда Паулса в пригороде Риги- один из тех редких случаев, когда совместными усилиями архитектора, строителей и хозяев удалось не просто создать интересный объект, но и определить образ жизни в нем, выстроить новые отношения мира внутреннего с миром внешним и его обитателями. Однако рождение этого дома, как и всего выходящего за рамки обыденности, не было простым.

Мысль построить нечто новое неподалеку от старой дачи, прямо на берегу озера, посетила Раймонда Паулса уже давно. Но прежде чем приступить к строительству, необходимо было решить главный вопрос: каким должен быть дом, отвечающий всем весьма разноречивым требованиям хозяев. Во-первых, Маэстро требовалась уединенная студия для работы. Во-вторых, новое жилье хозяева собирались использовать круглый год, то есть предполагалось полноценное зимнее здание. Но при этом оно не должно было загромождать участок и портить ландшафт. Хозяева категорически возражали против новомодного дворца с толстыми стенами, башнями и «бойницами» вместо окон. И, наконец, задуманное строение призвано было отгородить своих обитателей от посторонних глаз, для чего решили организовать внутренний двор, обращенный к озеру.

Чтобы реализовать такой проект- соответствующий всем перечисленным требованиям, да еще и не слишком дорогой,- понадобилось немало времени. По словам самого Раймонда Паулса, он листал архитектурные журналы, читал специальные книжки, общался с архитекторами и строителями в течение трех лет. Скрупулезно собирая идеи, продумывая отдельные детали и образы, чтобы воплотить их в долгожданном доме-студии.

В результате был создан довольно необычный для прибалтийской архитектуры небольшой по площади одноэтажный павильон в японском стиле. Однако это не прямая стилизация под японскую эстетику, а скорее фантазия на тему. Получившееся строение, по мнению Юриса Дамбиса, реализовавшего идеи Маэстро,- пример вызывающей, смелой архитектуры, но вызывающей не по форме, а по идейному содержанию. «Удалось создать нечто сочетающееся и одновременно полемизирующее со старым домом, контрастирующее с привычным представлением о загородном жилище, но не разрушающее сложившегося микроклимата места». Постройка, по словам Юриса, находится «вдружеских отношениях» с ландшафтом, обогащает его. Всвою очередь, окружающий пейзаж становится частью здания, насыщает минималистские интерьеры цветом и динамикой. «Главное в этом доме- взаимодействие формы, структуры и пространства. Постоянное, происходящее на разных уровнях»,- говорит Леон Якринс, руководитель фирмы VINCENTS, успешно реализовавшей проект.

Несмотря на обилие идей, вызвавших необычный объект к жизни, сам он выглядит на удивление просто и непретенциозно. Как раз настолько просто, чтобы не оставлять сомнений в своей исключительности.

Концерт для дома и озераИдея модульности и простоты наложила отпечаток и на интерьер спальни. Шкаф от BB ITALIA словно повторяет структурный план всего павильона. Аинтерьер совершенно лишен декоративных элементов, здесь ничто не утомляет взгляд, не мешает полноценному отдыху
Пожалуй, трудно себе представить более понятную, логичную и бесхитростную планировку. Дом состоит из десяти равных квадратных модулей размером 4,54,5м каждый. Треть постройки отдана под открытую террасу, остальные помещения закрытые. Правда, таковыми они являются лишь с технической точки зрения, визуально павильон кажется открытым со всех сторон. Идействительно, во всем доме есть только одна глухая стена, выходящая на соседний участок, остальные практически полностью остеклены. Впрочем, и по этой единственной «настоящей» стене вдоль верхнего края проходит стеклянная «лента». Таким образом, дом насквозь просвечивается солнечными лучами и словно вбирает в себя окружающий ландшафт. Это впечатление усиливается за счет вертикального остекленного «разрыва» задней стены, который находится между гаражом и входом, как раз напротив ступеней, ведущих в дом. За необычным окном-проемом виден роскошный многовековой дуб, что делает вход в здание действительно парадным.

Реклама


Получившийся в результате такого планировочного решения застекленный уголок выполняет сразу несколько функций. Содной стороны, хозяева используют его в качестве мини-тренажерного зала. Ветер здесь не дует, а за счет большого окна создается полная иллюзия физических упражнений на свежем воздухе. Сдругой стороны, это дополнительная прихожая, гделетом можно снять обувь, а зимой отряхнуть снег.

Концерт для дома и озераОбилие высоко-
технологичного оборудования и современных аксессуаров могло бы сделать эту ванную комнату
слишком холодной для загородного дома, если бы не окно, наполняющее помещение воздухом сада. Часть стены между ванной и сауной, оформленная как неожиданное продолжение этого окна, только усиливает эффект присутствия природы
Схудожественной точки зрения в пространственном разрыве заложены сразу две идеи: окно подчеркивает прозрачность конструкции дома и не позволяет взгляду входящего упереться в глухую стену. Все эти технические приемы и визуальные эффекты работают на главную идею- сделать здание (втом числе его внутреннее пространство) частью ландшафта. Сохранение прекрасного вида на озеро, к которому хозяева привыкли за много лет проживания на старой даче, было одним из принципиальных условий, поставленных архитектору. Второе, не менее важное и трудное требование- минимальные сроки строительства. На все работы отводилось не более двух месяцев, причем в холодное время года. Естественно, оба условия были выполнены, хотя это потребовало неординарных решений и приемов.

Основное строительство происходило зимой. Осенью, пока еще было тепло, только заложили фундамент. Правда, фундамента в привычном понимании здесь нет- дом стоит на сваях. Для такого неожиданного решения было сразу несколько причин. Сточки зрения архитектуры это на 100% отвечало основной идее постройки, придавало легкость всей конструкции, наилучшим образом «вживляло» ее в ландшафт, привносило ощущение визуального контроля над окружающей местностью. Кроме того, отсутствие стационарного фундамента позволяло заметно сократить сроки работ- несущие металлические конструкции заранее изготавливались на заводе, а на месте происходила лишь непосредственная сборка и отделка дома. Но, пожалуй, самая главная причина, определившая выбор типа здания,- природные особенности места, отведенного под строительство. Находящаяся в непосредственной близости от озера живописная площадка представляет собой не что иное, как небольшой заливной луг. То есть во время весенних, а иногда и осенних разливов она полностью уходит под воду.

С одним из таких весенних половодий даже связана забавная история. Строительство дома было уже почти закончено, когда хозяева, приехав однажды на свой участок, застали удивительную картину. Вся площадка вокруг нового дома была залита водой до нижнего уровня пола, а прямо возле террасы плавали белые лебеди. Однако сам дом, хотя и превратился в настоящий остров, совершенно не пострадал. Точно просчитанная высота свай позволила ему пережить это и, как утверждает архитектор, позволит пережить все последующие наводнения.

Конечно, чтобы сохранить постройку от воды, можно было просто поднять уровень земли. Но это тривиальное, хотя и вполне приемлемое, решение не привлекло ни архитектора, ни хозяев. Дом, словно вырастающий из земли, вздымая дерн, выглядит здесь гораздо более уместно. Для усиления образа сначала даже хотели посадить на крыше траву. Однако Маэстро предпочел оборудовать здесь концертную площадку. Для этого крыша была «замощена» палубными досками из лиственницы- точно так же, как нижняя веранда, с которой площадку соединяет винтовая лестница. Впрочем, трава как символ «поднявшейся почвы» на крыше тоже появилась, но лишь узкой полоской по всему периметру. Этот зеленый бордюр зрительно ограничивает площадку, делает уютной, дружественной человеку, привыкшему все же гулять по земле, а не над ней.

Кроме трех жилых комнат, кухни, ванны и сауны, в доме имеется одно подсобное помещение- место для парковки автомашин, отделенное от входной террасы системой раздвижных жалюзи. Такое решение, с одной стороны, очень удобно и практично, поскольку, поставив машину, вы уже не должны идти в дом по улице. Сдругой стороны, оно позволяет гаражу не выпадать из общего архитектурного контекста. Кстати, наружные деревянные жалюзи закрывают все огромные окна здания. Это и дизайнерский ход (некий намек на традиционную японскую архитектуру), и обоснованное конструкторское решение.

Раздвижные деревянные жалюзи ограничивают «просматриваемость» интерьера снаружи. Изнутри же они позволяют беспрепятственно любоваться видом на озеро и не терять ощущения, что находишься на природе, живешь в ее естественном ритме. Но даже при такой «прозрачности» стен не возникает чувства незащищенности, продуваемости дома. Для этого планки наружных жалюзи сориентированы под таким углом, что улица видна лишь со стороны стены, расположенной прямо перед глазами, а все боковые кажутся задернутыми, хотя и пропускающими свет. Это позволило избежать неприятного ощущения жизни «ваквариуме», возникающего порой в зданиях с панорамным остеклением.

Внутри дом логично разделен на открытую и приватную части. Кухня, гостиная и кабинет представляют собой единое пространство, ни одной перегородки здесь нет. Приватные покои (спальня, ванная и сауна) отделены от остальных помещений раздвижной стеной. Это именно мобильная стена, а не дверь или перегородка, то есть спальню можно включить в общее пространство, а можно полностью обособить.

Несколько слов об отделке интерьеров. Она весьма сдержанна и лаконична: белая штукатурка, дубовый пол, раздвижные конструкции из вишневого дерева, вносящие в строгое пространство некоторый динамизм. Мебели очень мало- лишь самая необходимая для работы и отдыха хозяина. При выборе мебели, кухонного и сантехнического оборудования основной упор делался на высокую технологичность и эргономичность каждого предмета и аксессуара. Поэтому любая, даже самая незначительная, на первый взгляд, вещь сочетает в себе утонченный дизайн и предельную функциональность. Много внимания уделено металлическим и деревянным элементам. Их присутствие придает зданию особый колорит, который можно охарактеризовать как соединение восточного и западного темперамента.

Концерт для дома и озераЗеркальная стена зрительно увеличивает небольшую раздевалку перед сауной и ванной. Все необходимые шкафы
заменены подвесными полками, расположенными по периметру комнаты. Благодаря такому решению раздевалка
не кажется тесной, но и не занимает много местаОтдельно стоит поговорить о сауне. Это помещение, совершенно традиционное для прибалтийских загородных домов, здесь выглядит достаточно необычно. Согласитесь, сауна с окном- случай редкий. Ведь окно может нарушить теплоизоляцию помещения, и сауну просто невозможно будет использовать по прямому назначению. Однако в проекте были учтены все возможные «подводные камни». Кроме того, проводились не только предварительные расчеты, но и многократные испытания надежности изоляции уже готового помещения. Как выяснилось, высококачественные стеклопакеты, установленные во всем доме (втом числе в сауне) и высококачественные же теплоизоляционные материалы позволяют немного отступить от принятых стандартов и спроектировать сауну с окном. Обратите внимание, это самое настоящее, полноценное окно, занимающее почти треть площади одной стены!

Чем ценно такое решение с архитектурной точки зрения? Возник совершенно неожиданный эффект: небольшая сауна словно ожила, вобрав в себя объем, цвет и свет окружающего сада. Втакой сауне, по словам хозяев, лучше отдыхаешь, расслабляешься.

Естественно, что, создавая столь необычный для северной Европы загородный дом, приходилось уделять повышенное внимание техническим вопросам. Несмотря на отсутствие фундамента, обилие стекла и кажущуюся невесомость конструкций, это жилье, в отличие от старого, действительно можно использовать даже в самые суровые зимы. Продуманная система теплоизоляции и внутренних коммуникаций позволяет сохранить здесь комфортную атмосферу даже при -30 за окном.

Отопление в доме электрическое. Конечно, это не самый дешевый вариант, но другого выхода в данном случае просто не было. Дело в том, что магистрального газа в дачном поселке нет, а использование жидкого топлива потребовало бы утяжеления и изменения всей конструкции, ведь в этом случае пришлось бы выделить помещение для котла, труб и другого необходимого оборудования. Атак все коммуникации (канализация, холодная и горячая вода) разместились в небольшом- 1 1 м — коробе, находящемся непосредственно под полом ванной комнаты. Короб тоже снабжен теплоизоляцией и отапливается электричеством, поэтому, хотя он и находится прямо на улице, коммуникации бесперебойно работают круглый год. Кстати, в доме предусмотрено место для дымохода и газового котла, так что если в поселок проведут газ, систему отопления можно будет изменить. Но большой необходимости в этом нет, поскольку трехслойные стеклопакеты и внушительный слой минерального утеплителя (например, в полу он составляет целых 20см) надежно «держат» внутреннюю температуру и делают обогрев электричеством не слишком затратным.

Даже пробыв в этом доме совсем немного времени, начинаешь задумываться, насколько важно для интерьера внимательное отношение к каждой детали, будь то вид из окна, цвет стен, расстановка мебели или отделка сауны. Ведь лишь в том случае, когда все это находится в гармонии, «архитектурный объект» становится домом. Со своим характером, энергетикой, душой, музыкой, понять и услышать которую может только настоящий Маэстро.

Источник: ivd.ru
Реклама