Рассказываем, как выбрать пиломатериалы, сделать подгонку, склеить ошлифовать и покрасить лестницу из дерева.
В России принято строить дома на высоком цоколе и сооружать крыльцо с лестницей. Сегодня можно купить готовые элементы лестниц (проступи, подступёнки, тетивы, балясины, поручни), но продаются они только в строительных гипермаркетах и на больших строительных рынках, а стоят от 600 руб. за погонный метр. При этом не так уж редко попадаются бракованные изделия. Досадно, когда привезённые издалека дорогие ступени начинают коробиться и трескаться. В этом материале мы расскажем, как изготовить ступеньки для крыльца из дерева своими руками.
Клеёные ступеньки для крыльца из дерева своими руками
В принципе, при изготовлении лестницы на крыльцо из дерева своими руками можно сделать ступени ступени из очень широких досок (слэбов), но их сложно достать, к тому же есть риск, что такие деревянные ступени для крыльца покоробятся или треснут. Гораздо проще и надёжней набрать нужную ширину из узких брусков или досок (шириной не более 100 мм). Вам понадобятся рабочий стол и инструменты (как минимум угольник, пила, рубанок и шлифмашина), а также пиломатериалы и клей. Далее приводим пошаговую инструкцию с фото, как делать крыльцо со ступенями из дерева.
Детали лестницы
Крыльцо на сваях и косоурах
Крыльцо на сваях и тетивах
Выбор пиломатериалов
На строительных рынках продаются в основном доски естественной влажности. Старайтесь выбрать пиломатериал без больших сучков и обзолов, с равномерной прямослойной структурой (без ярко выраженного рисунка волокон) — при сушке его меньше ведёт, и он реже трескается. Сушить доски нужно в вентилируемом штабеле как минимум два месяца (летом) в тени под крышей, придавив сверху грузом, чтобы снизить вероятность коробления. По прошествии этого срока желательно проконтролировать влажность электронным влагомером (оптимальные значения находятся в диапазоне 15-25%). При марше шириной не более 90 см для проступи достаточно досок толщиной 40 мм, при марше 90-110 см — 50 мм. Если ширина марша превышает 110 мм, требуется дополнительный (срединный) косоур. Нормальная толщина подступёнка — 22 мм.
На пиломатериалах I сорта нет обзолов, больших сучков и гнили
Перед склеиванием желательно проконтролировать влажность древесины
Подгонка
Перед склеиванием нужно обработать боковые кромки досок. Они должны быть гладкими, идеально прямыми и строго перпендикулярными пластям. Лучше всего выполнить операцию позволяет рейсмусный или фуговальный станок, но мало у кого на даче есть такое оборудование. Приходится пользоваться обычным или электрическим рубанком и визуально контролировать качество обработки. Спешить на этом этапе нельзя: при существенных зазорах (более 0,2 мм) и заваленных кромках части ступени не получится надёжно склеить.
С помощью угольника легко измерить перепад толщин и определить дефекты опиливания кромок
При подгонке остругивают только кромки доски
Кромка должна быть строго перпендикулярна пласти
Склеивание
Делая деревянные ступени для крыльца своими руками, очень важно правильно выбрать клей. Наибольшей прочностью обладает шов из двухкомпонентного полиуретанового состава. Можно использовать и любой другой столярный атмосферостойкий клей, например поливинилацетатный, но только проверенных брендов (Kiilto, Soudal, Titrbond,и др). А вот применять эпоксидную смолу не следует, потому что после полного отверждения она теряет эластичность — такой шов плохо противостоит изгибающим и динамическим нагрузкам. Склеивать рекомендуется при температуре выше +10оС, используя для сплачивания досок винтовые или рычажные струбцины.
Клей ПВА нужно наносить обильно на обе склеиваемые кромки
Рычажные быстрозажимные струбцины удобны, зато винтовые надёжней и обеспечивают большее усилие
Остругивание и шлифовка
Спустя сутки-двое можно приступать к обработке поверхностей. Сначала ступень остругивают, стремясь сделать идеальную плоскость (для контроля используют ровную рейку, линейку или угольник). Далее следует черновая шлифовка шкуркой P80 (можно применять как ленточную, так и эксцентриковую шлифмашину). После этого нужно заделать трещины, высмолы и другие дефекты шпаклёвкой, которую покупают готовой и смешивают самостоятельно из любого атмосферостойкого лака и древесной пыли (если планируется красить ступени в тёмный цвет, нужно сразу заколеровать шпаклёвку). Финишную шлифовку проводят шкуркой P120, для идеального результата — ещё и P240.
Остругивание ступени занимает не больше минуты
Чуть больше времени уйдёт на шлифовку
Эксцентриковая машина позволяет локально зашлифовывать дефекты, но имеет сравнительно низкую производительность
Покраска
Лучшие защитно-декоративные составы для уличных ступеней — это яхтный лак и террасное масло. Красить детали лучше до сборки, защитив зоны, на которые будет наносится клей, малярным скотчем (в противном случае потом их придётся зачищать).
При тонировании важно наносить состав равномерно, желательно — несколькими слоями
Тонированную поверхность нужно покрыть атмосферостойким лаком
Тетивы и косоуры склеивают по той же технологии, что и ступени, но только из более толстых досок или брусков (50-70 мм).
Термообработанная сосновая доска имеют красивый тёмный цвет, долго служит и не покрывается скользким грибковым налётом.
Решетчатая забирка обеспечивает вентиляцию пространства под ступенями, благодаря чему они служат дольше.
Промежутки между досками нужны для стока воды.
Ступеньки к крыльцу из дерева и композита без склейки
При готовой бетонной или кирпичной лестнице либо деревянных косоурах совсем не обязательно склеивать деревянные ступени. Проще и надёжней укрепить на основе отдельные доски, притом с зазорами, позволяющими дождевой и талой воде стекать с крыльца.
Примитивная несущая конструкция из обёрнутых толем брусков подойдёт лишь для временного крыльца
Кирпичное крыльцо с деревянным настилом на лагах
Кромочный невидимый крепёж для декинга
Идеально подходят для улицы террасные доски (декинг) из древесно-полимерного композита или лиственницы. Преимущество декинга перед обычной доской в том, что его рифлёная поверхность предотвращает скольжение.
Современный дизайн перил предполагает простую форму столбов и деталей ограждения
Украсить крыльцо помогли скруглённые ступени с наборными подступёнками
При монтаже досок лучше использовать невидимый кромочный крепёж, при этом отделку бетонного или кирпичного крыльца начинают с монтажа лаг из антисептированной лиственницы. Террасную доску лучше крепить невидимым кромочным крепежом. Декинг из лиственницы не помешает покрыть террасным маслом, качественный композит обычно можно не красить. Однако полимерный декинг (особенно недорогих марок) зимой становится хрупким и нередко повреждается при ходьбе, и тогда приходится менять ступени, так как отремонтировать пустотелые изделия сложно.
Террасная доска из лиственницы дешевле композитной и при этом надёжней
Каменное крыльцо, оформленное композитным декингом
Композитный декинг усилен рёбрами жёсткости, и всё же его рабочая стенка может не выдержать большой нагрузки
Изготовление балясин и поручней
Токарным станком и навыками работы на нём обладают очень немногие, поэтому изготовить точёные балясины и столбы вряд ли получится. Однако можно воспользоваться доступной техникой прорезной резьбы или фрезерования фасонных кромок. Очень неплохо выглядят и перила из обычных досок, если только подобрать красивый рисунок, сочетая вертикальные и наклонные элементы, а затем хорошо отшлифовать детали и покрасить в удачный цвет (они могут сочетаться, например, с наличниками и карнизами).
При минимуме видимого крепежа крыльцо выглядит аккуратным
Перила подобной конструкции сложно установить наклонно
Слишком широкий поручень неудобен
Для поручня можно взять обычный сухой брусок сечением 50×70 мм (хотя и здесь предпочтительны клеёные изделия), острогать и отшлифовать его, при возможности — снять фаски фрезером. Далее в нижней поверхности поручня фрезеруют продольный паз для закладной реки, к которой крепят балясины. Снизу балясины фиксируют шкантами и саморезами сквозь ступень.
Изба Де Люкс
Крыльцо может опираться на буровые сваи из асбестоцементных труб, заполненных бетоном
Рекомендуемые размеры лестниц
Размер | Оптимальное значение, см | Допустимое значение, см |
Подступёнок | 15–17 | 15–25 |
Проступь | 32–35 | 26–40 |
Ширина марша | 100 | от 80 |
Шаг балясин | 15 | 12-17 |
Высота перил | 90 | 85-105 |
Ширина поручня | 7–8 | 6–10 |
Артём Авакимов, руководитель компаний ESG Professional, Artline, «Стройконтроль»:
Первый этап строительства прочного крыльца — сооружение фундамента. Перед началом строительства важно провести геологическое исследование. Если грунт на участке пучинистый, зимой он обязательно поднимет легкую готовую конструкцию, если она будет покоиться на недостаточно надёжном основании. Распространённым сегодня вариантом является крыльцо на винтовых сваях. Монтаж занимает рекордно малое время и его можно установить на промерзшем грунте, что является большим преимуществом. Кроме того, стальные сваи значительно дешевле бетонной плиты или ленты. Наконец, свайное основание отлично противостоит морозному пучению. Более дешёвый вариант — столбы, но деревянные опоры быстро сгниют, а бетонные при недостаточном заглублении со временем могут приподняться или сдвинуться. Основными несущими элементами лестницы являются наклонные балки — тетивы или косоуры. Косоур имеет зубчатые очертания и как бы повторяет силуэт ступеней, а у тетивы ровные кромки, при взгляде сбоку она полностью скрывает ступени. Обе конструкции широко используются в строительстве. Как определиться с выбором? Лестница на косоурах выглядит визуально легче и требует меньших трудозатрат. Тетива предполагает специальные пазы, через которое осуществляется крепление ступеней. Для их выборки потребуется фрезер или долгая работа стамеской.