Давайте разберемся, каким может быть колесо для садовой тележки.
Нам предстоит познакомиться с несколькими изделиями разных ценовых диапазонов и узнать, чем они отличаются друг от друга.
Кроме того, мы выясним, какие колеса могут их заменить в самодельных конструкциях и как они крепятся к раме.
Чем различаются между собой колеса тележек?
Почему их цена варьируется в довольно широких пределах?
Различий между ними довольно много:
Крепление
- Колесо с кронштейном полезно тем, что при наклоне тачки самостоятельно разворачивается в нужном направлении. Благодаря этой особенности 1-колесная садовая тележка будет более управляемой. А вот 2-колесная садовая тележка прекрасно обойдется без этого элемента: любое вращение колеса не заставит центр ее тяжести сместиться за пределы колесной базы.
- Поворотные колеса полезны, если тачку приходится катать по дорожкам с небольшим радиусом поворота. Для перемещений по прямой вполне достаточно изделий с фиксированным положением оси вращения.
Впрочем: садовая 4-х колесная тележка с поворотными колесиками куда удобнее, поскольку может двигаться в произвольном направлении, а не только вдоль своей продольной оси. Разумеется, это свойство полезно лишь на ровных твердых дорожках.
Подшипник
Обычная втулка (особенно — пластиковая) обладает куда меньшим ресурсом, чем твердосплавный подшипник. Среди последних тоже существует ценовая дифференциация: более износостойкие и обеспечивающие меньшее сопротивление вращению подшипники качения (шариковые или роликовые) дороже, чем подшипники скольжения.
Шины
Пневматика оценивается производителями дороже литых шин.
Насколько разница в цене оправдана для покупателя?
- Пневматические колеса для тележек и садовых тачек способны обеспечить более высокую проходимость по сравнению с литыми. Слегка спустив шину, можно уменьшить удельное давление на грунт и тем самым получить возможность проехать по песку или глине.
- Пневматика лучше гасит ударные нагрузки от выбоин и бугорков на дорожке. Если вы, скажем, своими руками строите дом и везете к месту строительства пару десятков стеклоблоков — это свойство будет очень кстати.
Недостатки пневматических шин вполне предсказуемы: время от времени их приходится накачивать, да и риск проколоть камеру всегда имеется.
(См. также статью Сварочный аппарат для дачи: особенности.)
Полезно: отличная альтернатива воздушной камере — литая пенополиуретановая шина. Она практически не уступает пневматике упругостью, не требует подкачки и не боится проколов.
Материал ступицы
Максимальная нагрузка, которую может выдержать тачка или тележка, определяется как числом колес, так и материалом их ступиц.
По возрастанию прочности применяющиеся материалы можно расположить так:
- ПВХ.
- Алюминий.
- Полиамид.
- Чугун.
- Сталь.
Диаметр
Общая закономерность такова: чем больше диаметр — тем больше проходимость тележки или тачки, тем меньше при ее перемещении ощущаются неровности.
Разумный минимум диаметра для неровной местности — 200 мм; максимальный размер, предлагаемый производителями — 450 мм.
Увы, большинство одноколесных конструкций сконструировано так, что установить колесо с размером больше штатного невозможно;
а вот двухколесные садовые тележки в основной массе позволяют такую замену.
(См. также статью Культиватор для дачи: особенности.)
Тормоз
Он полезен в тех редких случаях, когда четырехколесные садовые тележки эксплуатируются на участке с заметным уклоном.
Если колеса неповоротные, тормозом достаточно снабдить одно из них;
для поворотных желательно укомплектовать тормозами любые два колеса из четырех.
Чтобы сориентировать потенциального покупателя в ценах на интересующую нас продукцию и в ее ассортименте, мы исследуем несколько образцов.
Название модели | Максимальная нагрузка, кг | Диаметр, мм | Материал ступицы | Розничная стоимость, рубли |
PR 1805 | 180 | 250 | ПВХ | 260,7 |
PR 2400 | 190 | 360 | Полиамид | 316,05 |
PR 3006 | 250 | 400 | Сталь | 405,38 |
PR 3009 | 350 | 355 | Сталь | 750 |
Что можно использовать вместо фабричных колес в самодельных конструкциях? Приведем несколько примеров.
Здесь использованы колеса от давно почившего отечественного мопеда «Карпаты». Благодаря большому диаметру и пневматическим шинам они обеспечивают отменную проходимость.
Этот мутант изготовлен на основе детского двухколесного велосипеда.
Передняя вилка снабжена покупным колесом для тачки; задняя ось была удлинена и вместо ведомой звездочки обзавелась шкивом для ремня.
Здесь донором стал мотоцикл «Урал».
Тележка предназначена для перевозки стройматериалов; максимальная нагрузка ограничена только физическими возможностями владельца.
Старый велосипед тоже может пожертвовать свои запчасти для садовой тачки.
Эта конструкция, пожалуй, не из самых удачных: завышенный центр тяжести сделает ее трудноуправляемой.
В этом варианте конструкция-донор не претерпела никаких модификаций.
Фактически, с коляски просто снят верх, а на сетку для сумок установлено оцинкованное корыто.
Результат — готовая садовая тележка на 4 колесах.
По понятным причинам инструкция по креплению колеса к самодельной тележке зависит от его диаметра и конструкции рамы.
Продемонстрируем несколько возможных решений.
Надеемся, что наш экспресс-обзор возможных решений поможет читателю в дачном творчестве.
Как обычно, в видео в этой статье можно найти дополнительную тематическую информацию.
Успехов!